С Международным Днём Космонавтики!

День 12 апреля ознаменован важнейшей вехой в истории космонавтики - первым полетом человека в космическое пространство. Всего через 16 лет после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в которой советский народ одержал героическую победу над фашисткой Германией, Советский Союз смог задействовать весь свой научный потенциал для нового трудоемкого вызова - начала освоения космоса человеком. Этот подвиг совершил наш соотечественник, советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) на космическом корабле "Восток", стартовавшим с космодрома Байконур в Казахстане в 1961 году. Весь полет продлился 108 минут, за которые корабль успел сделать один виток вокруг...

СРОЧНО! СООБЩЕНИЕ ТАСС!

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программ полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль "Восток" совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: "Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею".Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством. ТАСС, 12 апреля 1961 года.

16 декабря в Братске есть маленький шанс увидеть комету семейства Крейца

lovejoy_hi1b_Dec11Яркая комета может появиться на небе: с 15 на 16 декабря комета C/2011 W3 (Lovejoy) должна достичь максимального блеска и станет ярче самых ярких планет, если только не разрушится при сближении с Солнцем. В Братске есть возможность увидеть комету прямо перед восходом Солнца только 16 декабря, прежде чем она снова перейдет на небо южного полушария.

Комета C/2011 W3 была обнаружена австралийским астрономом-любителем Терри Лавджоем (Terry Lovejoy) в созвездии Волка (Lupus) 27 ноября при помощи 200-мм телескопа-рефлектора и камеры CCD обсерватории Thornlands Obs., но официально открытие объявили 2 декабря, когда пришло подтверждение с других обсерваторий. Блеск кометы C/2011 W3 (Lovejoy) на момент открытия соответствовал 11-13m звездной величине. Это третья комета на счету Терри Лавджоя.

Снимки кометы C/2011 W3
C2011_W3__2011Dec04_GRAS

Согласно предварительным расчетам, ночь с 15 на 16 декабря комета пролетит на минимальном расстоянии от Солнца - 186 тысяч километров от поверхности светила, что более чем в 100 раз ближе, чем дистанция между Солнцем и Меркурием, и в два раза ближе, чем расстояние от Луны до Земли.

Орбита кометы C/2011 W3
C2011_W3_Lovejoy
Credit: NASA/JPL

Комета входит в так называемую группу комет Крейтца (Kreutz group) - "солнцецарапающих комет", описанных в конце 19-го века немецким астрономом Генрихом Крейцом (Heinrich Kreutz). Он считал, что эти кометы - обломки разрушившейся около тысячи лет назад гигантской кометы. Эти невидимые тёмные кометы становятся заметны лишь тогда, когда подходят непосредственно к поверхности Солнца, и иногда попадают в зону видимости коронографа SOHO. За несколько дней кометы Крейтца отращивают длинные яркие хвосты, впоследствии испаряясь  или падая на светило.

Эти кометы не увидишь ночью, так как в периоды нарастания яркости они слишком близко располагаются к Солнцу. Свет Солнца заглушает блеск кометы и многие кометы этого семейства остаются незамеченными для невооруженного глаза. Но бывают и суперкометы, как например комета Икея-Секи 1965 года, когда она стала заметна даже днем. Комета Икея-Сэки оказалась одной из ярчайших комет в последнем тысячелетии, и потому иногда её называют «Большой кометой 1965 года».

Комета C/1965 S1 (Ikeya-Seki) в 1965 году
Ikeya-Seki_1965

Комета C/2011 W3 (Lovejoy) тоже претендует стать таковой, если переживет прохождение перигелия, что по прогнозам ученых маловероятно. Во-первых, ее ядро по наблюдениям слабо сконденсировано, а значит более подвержено разрушению, во-вторых, ее перигелий намного ближе той же самой кометы Икея-Секи 1965 года. Если перигелий Икея-Сэки составлял 450 тысяч км, то у нынешней кометы C/2011 W3 он равняется всего 186 тысяч км.

Во время максимума блеска комета будет находиться за Солнцем относительно Земли. Если она не развалится, то ее блеск может значительно превысить блеск Венеры (-4m)! В Сибири сложатся благоприятные условия для ее наблюдений только утром 16 декабря, когда комета будет проходить над светилом, а значит мы ее сможем увидеть непосредственно перед восходом Солнца.

Положение кометы C/2011 W3 (Lovejoy) над юго-восточным горизонтом в Братске на восходе Солнца.
lovejoy_Bratsk