Наблюдаем Венеру днём и невооруженным глазом!

А вы знаете, что иногда планеты видно днем? Многие искренне считают, что днем из небесных светил видно только Солнце и периодически Луну, а остальные просто гаснут в ярком фоне, создаваемом рассеянным в атмосфере солнечным светом. Но если приглядеться внимательней или навести телескоп на текущее месторасположение таких планет как Венера или Юпитер в периоды максимума их блеска, то можно заметить как среди яркого фона проступают белые диски планет. Увидеть их возможно при определенных условиях и при должной подготовке наблюдателя. Самые зоркие находят Венеру на дневном небе даже невооруженным взглядом!

21 июня - Праздник Летнего Солнцеворота!

Ежегодно на дату 21 июня приходится явление летнего солнцестояния. В Северном полушарии Солнце описывает самую высокую дугу на небе, обеспечивая самый длинный интервал между восходом и заходом Солнца (в южном полушарии происходит всё с точностью наоборот). На широте Братска в эти дни Солнце поднимается на высоту чуть более 57°, на широте Иркутска - на 61°. Самый длинный световой день в году для Братска составляет 17 часов 41 минуту, для Иркутска - 16 часов 46 минут. В течение нескольких дней до и после момента солнцестояния Солнце почти не меняет своего склонения,...

Сатурн в наилучшей видимости в 2017 году!

15 июня 2017 года окольцованный гигант Сатурн вступит в противостояние с Солнцем. Сатурн в эти дни будет находиться на наименьшей дистанции 1,35 млрд. километров (9,01 а.е.) от Земли, и это лучший момент для его наблюдений. Это означает, что угловые размеры планеты на небе будут наибольшими в году, и следовательно можно будет разглядеть Сатурн более детально, чем в другие месяца года. Противостояния этой планеты повторяются раз в 378 дней. В 2016 году кольца Сатурна раскрылись на максимальный угол, когда лучше всего виден северный полюс планеты, сейчас начался обратный процесс - угол раскрытия...

P/2014 X1 - новая комета Леонида Еленина

P2014 X1 ELENINОткрытие новой российской кометы произошло 12 декабря 2014 года благодаря автоматической обсерватории ISON-NM*, которая находится в американском штате Нью-Мексико, но дистанционно управляется российскими учёными. Первооткрывателем кометы, которая получила индекс P/2014 X1 (Elenin), стал профессиональный астроном-любитель Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша. Период обращения кометы вокруг Солнца 15 лет.

Поздравляем Леонида Еленина с очередной кометой!

Удивительное совпадение: обозначение новой кометы Леонида Еленина вновь "X1 (Elenin)" - четыре года назад, 10 декабря 2010 года, была открыта первая комета Еленина с похожим обозначением C/2010 X1 (Elenin), наделавшая много шума предвестниками апокалипсиса, а затем досрочно сгорела на подходах к Солнцу.

На момент открытия P/2014 X1 находилась в созвездии Возничего среди густонаселенной звездами полосы Млечного пути. Заметить среди этой звездной каши маленький летящий шарик кометы было почти невозможно. Блеск кометы очень слабый даже для крупных телескопов, всего ~17 звездная величина, так что увидеть ее на небе можно только с помощью чувствительных ПЗС-матриц астрономической обсерватории:

P2014 X1 Elenin   PK14X010 I004659 object 12 12 2014 H06

Орбита кометы P/2014 X1 (Elenin)
Синим (до сближения) и голубым (после) выделена орбита кометы, белым - орбиты планет

P2014 X1 ELENIN Orbit

(с) Лаборатория реактивного движения NASA JPL

По предварительным данным комета относится к семейству Сатурна, и не улетает дальше его орбиты, делая полный оборот вокруг Солнца за 15 лет. Перигелий комета пройдет 7 января 2015 года в 1.82 а.е. от Солнца, т.е. точка наибольшего приближения этой кометы к Солнцу находится за орбитой Марса.

по материалам Астрофорума

Обычно кометы называют по фамилии первооткрывателя, а если таковых двое, то перечисляют всех (комета Хейла–Боппа, комета Чурюмова–Герасименко). Но, как правило, в официальном названии кометы присутствует еще и аббревиатура из каких-то букв и цифр. Давайте разберемся, что это за обозначения.

Новый способ наименования комет был утвержден с 1995 года Международным астрономическим союзом. Первой позицией в названии кометы одной буквой указывают статус кометы:

P (periodic) - комета периодическая с обращением вокруг Солнца менее 200 лет
C (comet) - долгопериодическая комета с периодом обращения более 200 лет
Х - комета, для которой не удалось достаточно точно вычислить орбиту
A - на самом деле это астероид, который был по ошибке классифицирован как комета
D (disappear) - разрушенная или потерянная комета

Затем идет год открытия кометы, следующие буквы обозначают в каком месяце найдена комета и какая она по счету, открытая в этот период. Для наглядности ниже представлена таблица этих самых обозначений по месяцам. Буква I и Z пропущены и не используется.

Таблица соответствия обозначений полумесяцев открытия комет буквам латинского алфавита

name comet 1995

После идут организации (например, PANSTARRS, LINEAR) или фамилии лиц, усилиями которых была открыта комета.

Для примера разберем название кометы P/2014 X1 (Elenin).

Первая буква P означает, что комета является периодической с периодом до 200 лет. После префикса - год открытия кометы 2014. Следующая буква с цифрой Х1 обозначают, что комета открыта в период с 1-15 декабря и она была первой в этом интервале дат.

Теперь, думаю, стало понятно почему кометы Еленина в 2010 году и сейчас получили одинаковое обозначение Х1 (Elenin).

* ISON-NM - негосударственная российская удаленная обсерватория, работающая по астероидной программе российского проекта ISON (International Scientific Optical Network, ранее - ПулКОН, «Пулковская кооперация оптических наблюдателей»). Обсерватория ISON-NM является первой российской дистанционно управляемой обсерваторией в западном полушарии Земли, которая находится на арендуемой территории в американском штате Нью-Мексико, и дистанционно управляется российскими учёными.

2017