Период утренней видимости МКС над Братским районом (обновление от 01.09.2018)

С 3 сентября наступает утренний период видимости МКС над Иркутской областью, который продлится до 16 сентября. С расписанием пролётов станции для города Братска можно ознакомиться ниже. Международная Космическая Станция, летящая по круговой орбите на высоте 400 км от Земли, выглядит на братском небосводе как очень яркая звезда (до -3m звездной величины), быстро пересекающая небо по дуге с запада на восток. Для широты Братска станция поднимается не выше 36° над южным горизонтом. В оптические приборы при увеличении от 30х различимы основные элементы конструкции (солнечные батареи, модули). За утро можно увидеть от...

10 сентября рядом с Землей пролетает комета 21P/Джакобини-Циннера

10 сентября пройдет максимальное сближение с Землей яркая известная короткопериодическая комета 21P/Джакобини-Циннера, являющаяся родительницей ежегодного метеорного дождя Дракониды. Комета пролетит в 58,6 миллионов километров от нашей планеты, а также в этот момент она пройдет перигелий в 1,012 а.е. от Солнца. Прогнозируемый блеск кометы в этот момент составит около +7m звездной величины - чуть ниже порога видимости невооруженным глазом, но в пределах диапазона обычных биноклей! Комета доступна для наблюдений жителям северного полушария и в своем движении постепенно опускается из северной в южную часть небесной полусферы, пролетая на фоне созвездий Жирафа, Персея,...

P/2014 X1 - новая комета Леонида Еленина

P2014 X1 ELENINОткрытие новой российской кометы произошло 12 декабря 2014 года благодаря автоматической обсерватории ISON-NM*, которая находится в американском штате Нью-Мексико, но дистанционно управляется российскими учёными. Первооткрывателем кометы, которая получила индекс P/2014 X1 (Elenin), стал профессиональный астроном-любитель Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша. Период обращения кометы вокруг Солнца 15 лет.

Поздравляем Леонида Еленина с очередной кометой!

Удивительное совпадение: обозначение новой кометы Леонида Еленина вновь "X1 (Elenin)" - четыре года назад, 10 декабря 2010 года, была открыта первая комета Еленина с похожим обозначением C/2010 X1 (Elenin), наделавшая много шума предвестниками апокалипсиса, а затем досрочно сгорела на подходах к Солнцу.

На момент открытия P/2014 X1 находилась в созвездии Возничего среди густонаселенной звездами полосы Млечного пути. Заметить среди этой звездной каши маленький летящий шарик кометы было почти невозможно. Блеск кометы очень слабый даже для крупных телескопов, всего ~17 звездная величина, так что увидеть ее на небе можно только с помощью чувствительных ПЗС-матриц астрономической обсерватории:

P2014 X1 Elenin   PK14X010 I004659 object 12 12 2014 H06

Орбита кометы P/2014 X1 (Elenin)
Синим (до сближения) и голубым (после) выделена орбита кометы, белым - орбиты планет

P2014 X1 ELENIN Orbit

(с) Лаборатория реактивного движения NASA JPL

По предварительным данным комета относится к семейству Сатурна, и не улетает дальше его орбиты, делая полный оборот вокруг Солнца за 15 лет. Перигелий комета пройдет 7 января 2015 года в 1.82 а.е. от Солнца, т.е. точка наибольшего приближения этой кометы к Солнцу находится за орбитой Марса.

по материалам Астрофорума

Обычно кометы называют по фамилии первооткрывателя, а если таковых двое, то перечисляют всех (комета Хейла–Боппа, комета Чурюмова–Герасименко). Но, как правило, в официальном названии кометы присутствует еще и аббревиатура из каких-то букв и цифр. Давайте разберемся, что это за обозначения.

Новый способ наименования комет был утвержден с 1995 года Международным астрономическим союзом. Первой позицией в названии кометы одной буквой указывают статус кометы:

P (periodic) - комета периодическая с обращением вокруг Солнца менее 200 лет
C (comet) - долгопериодическая комета с периодом обращения более 200 лет
Х - комета, для которой не удалось достаточно точно вычислить орбиту
A - на самом деле это астероид, который был по ошибке классифицирован как комета
D (disappear) - разрушенная или потерянная комета

Затем идет год открытия кометы, следующие буквы обозначают в каком месяце найдена комета и какая она по счету, открытая в этот период. Для наглядности ниже представлена таблица этих самых обозначений по месяцам. Буква I и Z пропущены и не используется.

Таблица соответствия обозначений полумесяцев открытия комет буквам латинского алфавита

name comet 1995

После идут организации (например, PANSTARRS, LINEAR) или фамилии лиц, усилиями которых была открыта комета.

Для примера разберем название кометы P/2014 X1 (Elenin).

Первая буква P означает, что комета является периодической с периодом до 200 лет. После префикса - год открытия кометы 2014. Следующая буква с цифрой Х1 обозначают, что комета открыта в период с 1-15 декабря и она была первой в этом интервале дат.

Теперь, думаю, стало понятно почему кометы Еленина в 2010 году и сейчас получили одинаковое обозначение Х1 (Elenin).

* ISON-NM - негосударственная российская удаленная обсерватория, работающая по астероидной программе российского проекта ISON (International Scientific Optical Network, ранее - ПулКОН, «Пулковская кооперация оптических наблюдателей»). Обсерватория ISON-NM является первой российской дистанционно управляемой обсерваторией в западном полушарии Земли, которая находится на арендуемой территории в американском штате Нью-Мексико, и дистанционно управляется российскими учёными.

2018