С Международным Днём Космонавтики!

День 12 апреля ознаменован важнейшей вехой в истории космонавтики - первым полетом человека в космическое пространство. Всего через 16 лет после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в которой советский народ одержал героическую победу над фашисткой Германией, Советский Союз смог задействовать весь свой научный потенциал для нового трудоемкого вызова - начала освоения космоса человеком. Этот подвиг совершил наш соотечественник, советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) на космическом корабле "Восток", стартовавшим с космодрома Байконур в Казахстане в 1961 году. Весь полет продлился 108 минут, за которые корабль успел сделать один виток вокруг...

СРОЧНО! СООБЩЕНИЕ ТАСС!

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программ полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль "Восток" совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: "Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею".Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством. ТАСС, 12 апреля 1961 года.

Планеты в июле 2014

Анонсы-2014

Solar systemНочное небо становится все темнее после дня летнего солнцестояния - Солнце с каждым днем глубже опускается под горизонт, предоставляя все больше времени для ночных наблюдений. Меркурий будет виден во второй половине месяца на фоне утренней зари. Венера сверкает яркой серебрянной жемчужиной по утрам, а также видна днемСатурн и Марс закончили периоды противостояний и видны по вечерам невысоко над западным горизонтом. Уран и Нептун набирают часы видимости на утреннем небе. Юпитер идет на сближение с Солнцем и не виден, тем не менее за его передвижениями с середины июля можно следить по снимкам с космического телескопа SOHO. Солнце движется по созвездию Близнецов, 20 июля переходя в созвездие Рака, при чем Земля в июле находится на максимальном расстоянии от центральной звезды, а значит видимый диаметр Солнца на небе наименьший в году.

Луна сблизится с указанными планетами: 6 июля при лунной фазе 0,6 - с Марсом, 7-8 июля при 0,75 - с Сатурном, 16 июля при фазе 0,85 - с Нептуном, 18 июля при фазе 0,65 - с Ураном, 25 июля при фазе 0,04 - с Венерой, 27 июля в новолунии - с Юпитером. Для наблюдений лучше выбирать ночи, когда Луна вблизи полных фаз не проходит рядом с наблюдаемой планетой.

Обстоятельства видимости даны для средних широт России (около 56° с.ш.). Для городов севернее и южнее небесные тела будут располагаться в указанное время, соответственно, несколько ниже или выше (на разницу широт) относительно их мест на небосводе Братска. Для уточнения локальных условий видимости планет - используйте программы-планетарии.

МЕРКУРИЙ появится на фоне утренней зари со второй половины июля, но продолжительность видимость составит не более получаса. Меркурий путешествует в течении месяца по созвездиям Тельца, Ориона и Близнецов в одном направлении с Солнцем.

В телескоп в середины месяца можно наблюдать увеличивающийся полудиск до фазы 0,93 и уменьшающимся видимым диаметром с 7 до 5 секунд дуги. Блеск планеты меняется за месяц от +2,2m до -1,6m.  Угловые расстояния Меркурия от Солнца на небе: в начале месяца - 15° утром, в элонгации - 21°, в конце месяца - 9° утром. Для успешных наблюдений Меркурия в периоды видимости нужен бинокль, открытый горизонт и ясное сумеречное небо.

Положение Меркурия и Венеры во второй половине июля 2014г около 5ч утра

2014-07-13 5am Mercury-Venus Bratsk

ВЕНЕРУ можно наблюдать весь месяц на фоне утренней зари около часа. Наиболее зоркие, благодаря высокому блеску Венеры (-3,9m) и достаточно большой элонгации 30°-22° к западу, смогут легко найти ее на дневном небе. Лучшие условия для этого будут в первой половине дня, а прохождение близ нее Луны 25 июля создает идеальный ориентир для обнаружения Венеры (в Братске Венера будет видна в 6,5° ниже и левее лунного серпа в фазе 0,04 около полудня). Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездиям Тельца и Близнецов. 16 июля близ Венеры пройдет Меркурий.

В бинокль или телескоп виден уменьшающийся в размерах (с 11 до 10 угловых секунд) и увеличивающийся (с 0,86 до 0,92) день ото дня белый овал.

МАРС перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, сближаясь с звездой альфа Девы (1,0m). Планета наблюдается вечерами, уменьшая видимость с 2 до 1 часа в средних широтах. Блеск планеты снижается с +0,1 до +0,5m, угловой диаметр - с 9" до 7". Лучший период для наблюдений Марса закончился. Следующее противостояние - 22 мая 2016 года.

Положение Марса в июле 2014г около 24ч ночи. В соседнем созвездии - Сатурн.

2014-07-15 0am Mars-Saturn Bratsk

ЮПИТЕР не виден, так как идет движется к соединению с Солнцем 25 июля, а на утреннем небе Юпитер появится лишь в августе. Газовый гигант перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Лучший период его видимости за весь 12-летний цикл закончился. Угловой диаметр планеты на небе придерживается значения 31" при блеске с -1,8m. За перемещениями Юпитера на фоне звезд с 15 июля по 3 августа можно наблюдать по снимкам с космического телескопа SOHO (Юпитер - яркий объект на снимках, смещающийся слева-направо).

В бинокль в периоды видимости можно увидеть четыре ярких спутника гиганта - из-за быстрого орбитального движения каждый день они меняют свое положение относительно друг друга и Юпитера (конфигурации Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто можно найти в астрономических календарях или в программах-планетариях), в телескоп различаются полосы (северные и южные экваториальные полосы) и тени от спутников на диске планеты, а также знаменитый огромный овальный циклон БКП (Большое Красное Пятно).

САТУРН виден по вечерам, двигаясь попятно по созвездию Весов, 20 июля меняя его на прямое. Продолжительность видимости уменьшается с 3 до 2 часов над западным горизонтом. Угловой диаметр окольцованной планеты придерживается значения 17 секунд дуги при блеске +0,4m. 4 июля планета покроется Луной с видимостью в Южной Америке и акватории Тихого океана.

В небольшой телескоп хорошо различается кольцо вокруг планеты и спутник Титан (+8m). Видимые размеры кольца планеты составляют 40х14 угловых секунд. В настоящее время кольца планеты раскрыты примерно на 22°и виден северный полюс газового гиганта.

Положение Сатурна в июле 2014г около 24ч ночи. В соседнем созвездии - Марс.

2014-07-15 0am Mars-Saturn Bratsk

УРАН перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб у границы с созвездием Кита, 22 июля меняя движение на попятное - близится его противостояние Солнцу 8 октября. Блеск планеты составляет +5,7m при угловом диаметре 3". Планета видна на утреннем сумеречном небе около 2 часов, а к концу июля видимость возрастает до 5 часов.

В периоды противостояний наблюдать Уран можно невооруженным глазом при ясном прозрачном небе, в отсутствии засветки от Луны (близ новолуния) и вдали от городских огней. В 150-мм телескоп с увеличением от 80 крат и выше можно заметить зеленоватый диск планеты. Спутники Урана имеют блеск слабее +13m.

Видимый путь Урана среди звезд в 2014 году (поисковая карта) © British Astronomical Association

Положение Урана и Нептуна в конце июля 2014г. около 3ч ночи над южным горизонтом:

2014-07-15 3am Neptun-Uran Bratsk

НЕПТУН движется попятно по созвездию Водолея - приближается противостояние Солнцу планеты 30 августа. Планета видна на рассветном небе с продолжительностью видимости от 3 до 6 часов в средних широтах. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Блеск планеты составляет +7,8m звездной величины с угловым диаметром около 2".

Найти Нептун в периоды видимости поможет бинокль или телескоп при помощи звездных карт и ясное прозрачное и безлунное небо. Чтобы рассмотреть диск планеты, нужен 200-мм телескоп с увеличением от 100 крат и выше. Спутники Нептуна имеют блеск слабее +13m.

Видимый путь Нептуна среди звезд в 2014 году (поисковая карта) © British Astronomical Association

Об исследованиях небесных тел нашей Солнечной системы автоматическими межпланетными аппаратами читайте в материалах:

Часть 1. Меркурий, Венера, Марс.
Часть 2. К Юпитеру и дальше...
Часть 3. Ловцы комет и астероидов.
Часть 4. Исследователи Солнца.
Часть 5. Покорение Луны.

В настоящее время планеты изучают следующие космические аппараты:

Меркурий: MESSENGER (NASA)
Венера: Venus Express (ESA)
Марс: Mars Reconnaissance Orbiter "MRO", Mars Express, Mars Odyssey на орбите и марсоходы Opportunity и MSL Curiosity на поверхности
Юпитер: Galileo (миссия закончена в 2003 году), Juno (прибудет в систему планеты в 2016 году).
Сатурн: Cassini (NASA)
Уран и Нептун: Вояджер-2 (проходил мимо планет в 1986 и 1989 году).
Плутон: New Horizons (прибудет в систему планеты в 2015 году).
Луна: Lunar Reconnaissance Orbiter (NASA); Юйту (Китай)
Кометы и астероиды: Rosetta (ESA);
Dawn (NASA)

Ясного неба и интересных наблюдений!

По материалам:
Астрономического календаря на 2014 год от Александра Козловского;
Программы АК 4.79, StarCalc 5.73, Stellarium 0.11.