4 июля - Земля на максимальном удалении от Солнца!

В начале июля Земля на своем ежегодном пути вокруг Солнца пройдет афелий (апогелий) - точку, когда наша планета дальше всего расположена от Солнца (152 097 701 км или 1,0167 а.е.) на своей эллиптичной орбите. Это событие никак не влияет на смену времен года на Земле. Прохождение афелия означает, что в этот день Солнце на небе будет иметь наименьший угловой диаметр 31,5 угловых минут, хотя разница видимого диаметра дневного светила в афелии и перигелии незаметна для простого взгляда и составляет примерно 3%.

В средних широтах северного полушария Земли с конца мая начинается сезон серебристых облаков. Бросив ночью взгляд на северный сумеречный горизонт, есть вероятность увидеть светопреставление в исполнении тонкой флуоресцирующей вязи сверхвысотных облаков, образующихся почти на границе земной атмосферы с космосом. По красоте это явление не уступает полярному сиянию! Начинать наблюдения можно через 45-60 минут после захода Солнца, когда оно достаточно опустится ниже горизонта. Если в сумерках вы увидите яркие голубовато-белые волны/перья/нити/гребни/струи/завихрения, раскинувшиеся на северной части неба, то скорее всего это серебристые облака. Надо заметить, что облака появляются не каждую ночь -...

21P/Джакобини-Циннера - яркая комета осени (2018)

Анонсы-2018

Michael Jäger  Austria-21P20180823ut126RGB10 сентября пройдет максимальное сближение с Землей яркая известная короткопериодическая комета 21P/Джакобини-Циннера, являющаяся родительницей ежегодного метеорного дождя Дракониды. Комета пролетит в 58,6 миллионов километров от нашей планеты, а также в этот момент она пройдет перигелий в 1,012 а.е. от Солнца.

Прогнозируемый блеск кометы в этот момент составит около +7m звездной величины - чуть ниже порога видимости невооруженным глазом, но в пределах диапазона обычных биноклей! Комета доступна для наблюдений жителям северного полушария и в своем движении постепенно опускается из северной в южную часть небесной полусферы, пролетая на фоне созвездий Жирафа, Персея, Возничего, Близнецов, Ориона, Единорога, Большого Пса и Кормы с августа по октябрь.

Комета открыта французом Мишелем Джакобини в созвездии Водолея 20 декабря 1900 года. В следующем появлении 1907 года она была пропущена. В 1913 году ее случайно переоткрыл немецкий астроном Эрнест Циннер, наблюдавший вечером 23 октября переменные звезды в созвездии Щита.

Эта комета относительно невелика - диаметр ядра не превышает 2 километров - и обращается вокруг Солнца за 6,6 лет. Самая дальняя точка орбиты кометы - афелий - находится за орбитой Юпитера. Текущее наблюдаемое появление уже шестнадцатое с момента открытия ее в 1900 году. Во время сближений кометы с Землей блеск может достигать +5 звездной величины, как это произошло в 1946 году.

Орбита кометы 21P/Giacobini-Zinner (положение кометы и планет дано на 10 сентября 2018 года)

21P-Giacobini-Zinner orbit

Комета 21P/Джакобини-Циннера 22 августа 2018 года

Kałużny Michał

Фото: Kaluzny Michal (Poland)

В средних широтах северного полушария комета доступна для наблюдений с июня по сентябрь в течение всей ночи, а с октября по утрам. В августе-октябре комета будет перемещается по созвездиям Жирафа, Персея, Возничего, Близнецов, Ориона, Единорога, Большого Пса и Кормы.

Путь кометы 21P/Giacobini-Zinner по ночному небу в августе-сентябре

2018-09-10 3h 56n 21P-Giacobini-Zinner

3 сентября комета пройдет в 1 градусе от яркой звезды Капелла (альфа Возничего)

21p-finder-chart4 21p-finder-chart5

Поисковые карты кометы с 22 августа по 22 сентября с сайта Comet Watch.

Подробные поисковые карты можно найти в Блоге Федора Шарова.

Комета 21P/Giacobini-Zinner является родителем ежегодного метеорного потока Дракониды, который обычно достигает максимума 8-10 октября. За последнее столетие этот поток дал только два коротких впечатляющих шторма в 1933 и 1946 годах - от 5 000 до 10 000 метеоров в час, по разным оценкам! До нескольких сотен метеоров в час Дракониды давали в 1952, 1985 и 1998 годах. В 1998 году кратковременная вспышка активности наблюдалась на Дальнем Востоке и у нас в Сибири (до 700 метеоров в час).

Обычно такие всплески происходили вокруг перигелиев кометы. Предыдущий перигелий произошел в феврале 2012 года, в связи с чем в октябре 2011 года интенсивность потока составила по наблюдениям из разных точек планеты от 100 до 400 метеоров в час. Вполне вероятно, текущий перигелий подпитает метеорный поток свежими частицами, вылетающими из хвоста кометы, и наблюдателей Драконид ждет значительное усиление активности обычно слабого звездопада.

Ясного неба и успешных наблюдений!

Июнь