Период вечерней видимости МКС над Иркутской областью (обновление от 01.12.2019)

С 24 ноября наступил вечерний период видимости МКС над Иркутской областью, который продлится до 12 декабря. С расписанием пролётов станции для города Братска можно ознакомиться ниже. Международная Космическая Станция, летящая по круговой орбите на высоте 400 км от Земли, выглядит на нашем небосводе как очень яркая звезда (до -3m звездной величины), быстро пересекающая небо по дуге с запада на восток. Для широты Братска станция поднимается не выше 36° в кульминации над южным горизонтом. В оптические приборы при увеличении от 30х различимы основные элементы конструкции (солнечные батареи, модули). За вечер можно...

Геминиды - обильный звездопад декабрького неба!

Ежегодно, с 4 по 17 декабря, на ночном небе наблюдается самый обильный звездопад северного неба под названием Геминиды. Это происходит потому, что планета Земля в декабре проходит через рой мелких частиц, выброшенных в космос бывшей когда-то кометы, а ныне астероида, 3200 Фаэтон. Наиболее плотную часть облака наша планета проходит в ночь с 13 на 14 декабря - в этот период можно наблюдать до 120 сгорающих в небе метеоров в час. Обычно в это время в средних широтах России наступают сильные холода, и небо заволакивает морозная дымка, поэтому чаще всего один...

Комета 46P/Виртанен - изумруд года на северном небе (2018)

Анонсы-2018

46p 2018-10-27 Rolando Ligustri12 декабря пройдет перигелий короткопериодическая комета 46P/Виртанена, а 16 декабря она пролетит на рекордно минимальной дистанции от Земли со дня открытия этой кометы! Наблюдать комету в Северном полушарии можно будет с начала декабря над южным горизонтом.

В момент сближения с Землей до 11,5 миллионов километров прогнозируемый блеск кометы составит около +4m звездной величины, а значит она будет доступна наблюдениям невооруженным глазом, но лучше все же заготовить бинокли и телескопы!

На фотографиях комета предстает нам окутанной зеленой комой. По мере приближения к Солнцу ледяное ядро кометы начинает плавится и формируется временная атмосфера – оболочка из водяного пара, пыли и различных газов. Изумрудный цвет небесной странницы обусловлен испарениями двухатомного углерода (C2). Сам по себе газ бесцветен, а зеленое свечение возникает от ультрафиолетового солнечного облучения газа в космическом вакууме. Диаметр ледяного ядра кометы невелик - 1,2 километра.

Комета 46P/Wirtanen 29 октября 2018 года

46p 2018-10-29 Piotr Dzikowski Australia
Фото: Piotr Dzikowski (Australia)

Сейчас комета в своем движении по небу постепенно поднимается из южной в северную часть небесной полусферы и с октября 2018 по март 2019 года пролетит на фоне созвездий Печи, Эридана, Тельца, Персея, Возничего, Рыси, Большой Медведицы и Малого Льва.

Наилучший период видимости кометы в средних широтах северного полушария настанет в декабре - ее яркость и высота над горизонтом будет расти. Найти ее можно будет в вечернее время и до полуночи в южной стороне неба. С каждым днем комета будет подниматься все выше над южным горизонтом. В декабре комета пролетит по созвездиям Эридана, Тельца, Персея и Возничего.

Путь кометы 46P/Wirtanen по ночному небу в декабре 2018 года

2018-12 0h 56n 46P Wirtanen

Во время наибольшего сближения с Землей комета будет находится между двумя красивыми звездными скоплениями Гиады и Плеяды в созвездии Тельца. Угловая скорость кометы будет равна 10,9"/мин, т.е. расстояние равное диаметру Луны она пролетит за 2,7 часа! Ее движение по небу будет заметно в течение десятков минут.

23 декабря комета пройдет в 1 градусе от яркой звезды Капелла (альфа Возничего)

46p4

Изображение: Comet Watch

В январе-феврале 2019 года комета будет видна на протяжении всей ночи в околозенитной области, перемещаясь по созвездиям Рыси и Большой Медведицы. Блеск ее будет стремительно падать с +5m до +11m звездной величины, т.к. комета улетает прочь от Земли.

Комета была открыта 17 января 1948 года американским астрономом Карлом Виртаненом в Ликской обсерватории (Lick Observatory, California) в созвездии Тельца фотографическим методом. Это 12-ое появление кометы в окрестностях Солнца (появление 1980 года было пропущено) и самое благоприятное для наблюдателей за счет наиболее близкого подлета к Земле со дня открытия кометы.

Орбита кометы 46P/Wirtanen (положение кометы и планет дано на 12 декабря 2018 года)

Orbit 46P Wirtanen

Самая дальняя точка орбиты кометы приближена к орбите Юпитера (афелий 5,1 а.е.). В результате нескольких сближений с Юпитером с момента открытия кометы, ее перигелий уменьшился с 1,61 до 1,05 а.е., а период обращения сократился с 6,71 до 5,4 лет.

Следующий перигелий кометы наступит в мае 2024 года, но Земля в этот момент будет находится с противоположной стороны Солнца.

Ясного неба и успешных наблюдений изумрудного кометного шарика!

Источники:
Cometography.com