4 июля - Земля на максимальном удалении от Солнца!

В начале июля Земля на своем ежегодном пути вокруг Солнца пройдет афелий (апогелий) - точку, когда наша планета дальше всего расположена от Солнца (152 097 701 км или 1,0167 а.е.) на своей эллиптичной орбите. Это событие никак не влияет на смену времен года на Земле. Прохождение афелия означает, что в этот день Солнце на небе будет иметь наименьший угловой диаметр 31,5 угловых минут, хотя разница видимого диаметра дневного светила в афелии и перигелии незаметна для простого взгляда и составляет примерно 3%.

В средних широтах северного полушария Земли с конца мая начинается сезон серебристых облаков. Бросив ночью взгляд на северный сумеречный горизонт, есть вероятность увидеть светопреставление в исполнении тонкой флуоресцирующей вязи сверхвысотных облаков, образующихся почти на границе земной атмосферы с космосом. По красоте это явление не уступает полярному сиянию! Начинать наблюдения можно через 45-60 минут после захода Солнца, когда оно достаточно опустится ниже горизонта. Если в сумерках вы увидите яркие голубовато-белые волны/перья/нити/гребни/струи/завихрения, раскинувшиеся на северной части неба, то скорее всего это серебристые облака. Надо заметить, что облака появляются не каждую ночь -...

Комета 46P/Виртанен - изумруд года на северном небе (2018)

Анонсы-2018

46p 2018-10-27 Rolando Ligustri12 декабря пройдет перигелий короткопериодическая комета 46P/Виртанена, а 16 декабря она пролетит на рекордно минимальной дистанции от Земли со дня открытия этой кометы! Наблюдать комету в Северном полушарии можно будет с начала декабря над южным горизонтом.

В момент сближения с Землей до 11,5 миллионов километров прогнозируемый блеск кометы составит около +4m звездной величины, а значит она будет доступна наблюдениям невооруженным глазом, но лучше все же заготовить бинокли и телескопы!

На фотографиях комета предстает нам окутанной зеленой комой. По мере приближения к Солнцу ледяное ядро кометы начинает плавится и формируется временная атмосфера – оболочка из водяного пара, пыли и различных газов. Изумрудный цвет небесной странницы обусловлен испарениями двухатомного углерода (C2). Сам по себе газ бесцветен, а зеленое свечение возникает от ультрафиолетового солнечного облучения газа в космическом вакууме. Диаметр ледяного ядра кометы невелик - 1,2 километра.

Комета 46P/Wirtanen 29 октября 2018 года

46p 2018-10-29 Piotr Dzikowski Australia
Фото: Piotr Dzikowski (Australia)

Сейчас комета в своем движении по небу постепенно поднимается из южной в северную часть небесной полусферы и с октября 2018 по март 2019 года пролетит на фоне созвездий Печи, Эридана, Тельца, Персея, Возничего, Рыси, Большой Медведицы и Малого Льва.

Наилучший период видимости кометы в средних широтах северного полушария настанет в декабре - ее яркость и высота над горизонтом будет расти. Найти ее можно будет в вечернее время и до полуночи в южной стороне неба. С каждым днем комета будет подниматься все выше над южным горизонтом. В декабре комета пролетит по созвездиям Эридана, Тельца, Персея и Возничего.

Путь кометы 46P/Wirtanen по ночному небу в декабре 2018 года

2018-12 0h 56n 46P Wirtanen

Во время наибольшего сближения с Землей комета будет находится между двумя красивыми звездными скоплениями Гиады и Плеяды в созвездии Тельца. Угловая скорость кометы будет равна 10,9"/мин, т.е. расстояние равное диаметру Луны она пролетит за 2,7 часа! Ее движение по небу будет заметно в течение десятков минут.

23 декабря комета пройдет в 1 градусе от яркой звезды Капелла (альфа Возничего)

46p4

Изображение: Comet Watch

В январе-феврале 2019 года комета будет видна на протяжении всей ночи в околозенитной области, перемещаясь по созвездиям Рыси и Большой Медведицы. Блеск ее будет стремительно падать с +5m до +11m звездной величины, т.к. комета улетает прочь от Земли.

Комета была открыта 17 января 1948 года американским астрономом Карлом Виртаненом в Ликской обсерватории (Lick Observatory, California) в созвездии Тельца фотографическим методом. Это 12-ое появление кометы в окрестностях Солнца (появление 1980 года было пропущено) и самое благоприятное для наблюдателей за счет наиболее близкого подлета к Земле со дня открытия кометы.

Орбита кометы 46P/Wirtanen (положение кометы и планет дано на 12 декабря 2018 года)

Orbit 46P Wirtanen

Самая дальняя точка орбиты кометы приближена к орбите Юпитера (афелий 5,1 а.е.). В результате нескольких сближений с Юпитером с момента открытия кометы, ее перигелий уменьшился с 1,61 до 1,05 а.е., а период обращения сократился с 6,71 до 5,4 лет.

Следующий перигелий кометы наступит в мае 2024 года, но Земля в этот момент будет находится с противоположной стороны Солнца.

Ясного неба и успешных наблюдений изумрудного кометного шарика!

Источники:
Cometography.com