Наблюдаем Персеиды!

Традиционно самым запоминающимся явлением второй половины лета становится звездный дождь Персеид. Обычная активность данного потока происходит в период с 17 июля по 24 августа. Персеиды являются едва ли не самым динамичным, стабильным, красивым и сильным ежегодным звездопадом. Максимум приходится на 12-13 августа, когда число метеоров достигает 100-110 в час! Для наблюдения метеорного дождя не нужны никакие астрономические приборы, поэтому насладиться ночным зрелищем может любой желающий. Интенсивность этого дождя меняется год от года и зависит от плотности облака частиц в том участке шлейфа кометы, который пересекает Земля.

Венера - загадочная Утренняя звезда

Что за ослепительно яркую «звезду» мы наблюдаем до восхода Солнца? Бриллиантовый отблеск загадочного светила трудно не заметить на рассветном небе. «Утренняя звезда» дольше других звезд остается на светлеющем небе, а наиболее зоркие наблюдатели видят яркую белую точку на голубом небе даже днем! Это Венера - вторая планета от Солнца и один из самых ярких объектов неба. Поскольку Венера путешествует вокруг Солнца внутри орбиты Земли, она регулярно появляется то на вечернем небе, то на утреннем и так по кругу, тратя около 9,5 месяцев в качестве «Вечерней звезды» и примерно столько же...

Комета 46P/Виртанен - изумруд года на северном небе (2018)

Анонсы-2018

46p 2018-10-27 Rolando Ligustri12 декабря пройдет перигелий короткопериодическая комета 46P/Виртанена, а 16 декабря она пролетит на рекордно минимальной дистанции от Земли со дня открытия этой кометы! Наблюдать комету в Северном полушарии можно будет с начала декабря над южным горизонтом.

В момент сближения с Землей до 11,5 миллионов километров прогнозируемый блеск кометы составит около +4m звездной величины, а значит она будет доступна наблюдениям невооруженным глазом, но лучше все же заготовить бинокли и телескопы!

На фотографиях комета предстает нам окутанной зеленой комой. По мере приближения к Солнцу ледяное ядро кометы начинает плавится и формируется временная атмосфера – оболочка из водяного пара, пыли и различных газов. Изумрудный цвет небесной странницы обусловлен испарениями двухатомного углерода (C2). Сам по себе газ бесцветен, а зеленое свечение возникает от ультрафиолетового солнечного облучения газа в космическом вакууме. Диаметр ледяного ядра кометы невелик - 1,2 километра.

Комета 46P/Wirtanen 29 октября 2018 года

46p 2018-10-29 Piotr Dzikowski Australia
Фото: Piotr Dzikowski (Australia)

Сейчас комета в своем движении по небу постепенно поднимается из южной в северную часть небесной полусферы и с октября 2018 по март 2019 года пролетит на фоне созвездий Печи, Эридана, Тельца, Персея, Возничего, Рыси, Большой Медведицы и Малого Льва.

Наилучший период видимости кометы в средних широтах северного полушария настанет в декабре - ее яркость и высота над горизонтом будет расти. Найти ее можно будет в вечернее время и до полуночи в южной стороне неба. С каждым днем комета будет подниматься все выше над южным горизонтом. В декабре комета пролетит по созвездиям Эридана, Тельца, Персея и Возничего.

Путь кометы 46P/Wirtanen по ночному небу в декабре 2018 года

2018-12 0h 56n 46P Wirtanen

Во время наибольшего сближения с Землей комета будет находится между двумя красивыми звездными скоплениями Гиады и Плеяды в созвездии Тельца. Угловая скорость кометы будет равна 10,9"/мин, т.е. расстояние равное диаметру Луны она пролетит за 2,7 часа! Ее движение по небу будет заметно в течение десятков минут.

23 декабря комета пройдет в 1 градусе от яркой звезды Капелла (альфа Возничего)

46p4

Изображение: Comet Watch

В январе-феврале 2019 года комета будет видна на протяжении всей ночи в околозенитной области, перемещаясь по созвездиям Рыси и Большой Медведицы. Блеск ее будет стремительно падать с +5m до +11m звездной величины, т.к. комета улетает прочь от Земли.

Комета была открыта 17 января 1948 года американским астрономом Карлом Виртаненом в Ликской обсерватории (Lick Observatory, California) в созвездии Тельца фотографическим методом. Это 12-ое появление кометы в окрестностях Солнца (появление 1980 года было пропущено) и самое благоприятное для наблюдателей за счет наиболее близкого подлета к Земле со дня открытия кометы.

Орбита кометы 46P/Wirtanen (положение кометы и планет дано на 12 декабря 2018 года)

Orbit 46P Wirtanen

Самая дальняя точка орбиты кометы приближена к орбите Юпитера (афелий 5,1 а.е.). В результате нескольких сближений с Юпитером с момента открытия кометы, ее перигелий уменьшился с 1,61 до 1,05 а.е., а период обращения сократился с 6,71 до 5,4 лет.

Следующий перигелий кометы наступит в мае 2024 года, но Земля в этот момент будет находится с противоположной стороны Солнца.

Ясного неба и успешных наблюдений изумрудного кометного шарика!

Источники:
Cometography.com