Уран приближается к моменту противостояния!

Наилучший период для наблюдений Урана в 2021 году длится от точки стояния 20 августа, когда Уран начинал попятное движение на небосводе, и до 18 января 2022 года, когда планета вновь начнет движение в одном направлении с Солнцем. Наиболее благоприятным периодом для наблюдений Нептуна в 2021 году будут осенние месяцы, рядом с моментом противостояния. 5 ноября 2021 года седьмая планета от Солнца - Уран - вступит в противостояние к Солнцу. Момент противостояния - наилучший период наблюдения за планетой, так как расстояние от Земли минимальное, а следовательно видимый размер Урана на небе...

Звездопад Ориониды в действии!

В период со 2 октября по 7 ноября наша планета проходит через зону движения Орионидов - рой метеоров, который образовался из хвоста знаменитой кометы Галлея. Последний раз комета пролетела мимо Земли еще в 1986 году, однако ее оторвавшиеся осколки по-прежнему ежегодно падают на земную поверхность два раза год (в мае и октябре). Пик активности обычно приходится на 21 октября, когда число падающих метеоров достигает в среднем 20 метеоров в час.

С территории России открыт потенциально опасный астероид

2010wv828 ноября 2010 года на территории России впервые открыт потенциально опасный астероид, сообщил «Газете.Ru» научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ РАН) Денис Денисенко. Объект, получивший обозначение 2010 WV8, имеет диаметр около 100 метров и может сближаться с Землей до 480 тысяч километров (0.0032 астрономической единицы).

Согласно общепринятой классификации, «потенциально опасными» считаются объекты с абсолютной звездной величиной от H=22.0, орбиты которых подходят к орбите Земли на расстояние менее 0.05 астрономической единицы (примерно 7.5 миллионов км). Новый объект имеет ровно нужное значение H (22.0), чтобы считаться потенциально опасным. Подобные астероиды никогда раньше не открывались с территории России.

«Астероид был открыт Тимуром Крячко на пяти снимках с 30-сантиметрового частного телескопа Астротел-Кавказ, установленного на территории Северо-Кавказской астрономической станции Казанского Государственного Университета в Карачаево-Черкесии, неподалеку от 6-метрового телескопа БТА, – рассказал Денисенко. – Первый снимок был получен в 22:46 МСК 19 ноября. Объект блеском примерно 18-й величины двигался со скоростью около 3.5 угловых минут в час (1.4 градуса в сутки) по созвездию Возничего, в достаточно густой области Млечного Пути, которую обычно обходят стороной большие автоматические обзоры. Сделав еще 5 снимков астероида, Тимур Крячко отправил сообщение ряду наблюдателей. Первым из них открытие подтвердил Евгений Ромас на Кисловодской горной астрономической станции Пулковской обсерватории. Затем после публикации сообщения на сайте Центра Малых Планет эстафету подхватил ряд наблюдателей еще на девяти обсерваториях в других странах (Японии, Италии, Великобритании и США). Это позволило специалистам Центра Малых Планет в США определить орбиту нового объекта по 45 наблюдениям в течение полутора суток с момента открытия. В 13:49 МСК (10:49 по Гринвичу) 30 ноября был опубликован Электронный Циркуляр Малых Планет MPEC 2010-W60, в котором объекту было присвоено обозначение 2010 WV8, а первооткрывателями объявлены Т. Крячко и Б. Сатовский (владелец телескопа)».

2010wv8 20101130

Ученый сообщил, что за несколько дней до открытия астероид прошел на расстоянии 0.036 а.е. (5.4 млн км) от Земли, находясь в созвездии Льва. Максимального блеска (17.4m) 2010 WV8 достиг 19-20 ноября, двигаясь по созвездиям Рака, Близнецов и Рыси. Возможному открытию объекта на крупных обсерваториях, специально предназначенных для поиска потенциально опасных астероидов, в это время помешала полная Луна.

«Можно сказать, что российскому наблюдателю повезло навести телескоп в нужное время в нужное место на небе, – сказал Денисенко. – Это уже третий околоземный астероид, открытый Тимуром Крячко на обсерватории Астротел-Кавказ. Два предыдущих, однако, не относятся к категории потенциально опасных. У астероида 2009 HZ67 минимальное расстояние сближения с Землей составляет 0.059 а.е., а в случае 2010 WV8 оно в 18 раз меньше. Тем не менее, в ближайшие 100 лет столкновения нового астероида с Землей или Луной не ожидается».

Источник: Газета.ру

А вот как происходило любительское открытие, рассказывает Артем Новичонок на своем сайте:

28 ноября объект TIM0920, обнаруженный Тимуром Крячко на 30-см рефлекторе обсерватории Астротел-Кавказ, появился на странице подтверждения околоземных и других интересных объектов Солнечной системы. Когда Тимур нашёл этот объект на площадке, снятой для исследования переменных звёзд, я был в сети, и он сообщил мне об открытии. Я сразу же попросил Женю Ромаса (Кисловодская горная станция Пулковской обсерватории) подтвердить астероид; как результат - первое подтверждение с территории России. Скорость объекта при открытии была равна 3''/min, и на снимках Тимура он проработался в виде довольно солидных треков.

Мы с Димой Честновым отсняли объект удалённо на обсерватории Tzec Maun (Мэйхилл, США). В тот момент астероид имел блеск 18.9V и выглядел очень красиво на сумме восьми минутных кадров (см. выше).
С самого начала в нашем астрономическом сообществе встала интрига - получит ли новый астероид статус потенциально опасного или нет. Напомню, что для того, чтобы астероид получил такой статус, необходимо соблюдение двух условий - его минимально возможное расстояние до нашей планеты должно быть 0.05 а.е. или меньше, при этом абсолютный блеск должен быть не ниже 22.0V. Быстро стало ясно, что по первому параметру объект Тимура подходит. А вот по второму была неясность. По мере поступления новых наблюдений параметр предварительной абсолютной звёздной величины менялся: 21.9, 22.0, 22.1. Однако, вскоре вышел циркуляр, в котором заявлялось об абсолютном блеске в 22.0. Тимур попал! Астероид оказался первым потенциально опасным астероидом в истории новой России. Он прошёл своё противостояние примерно за две недели до открытия, но высокая скорость и уже довольно крупная Луна не дала возможности открыть его обзорам в тот период.

Повторно 2010 WV8 мы отсняли 2 декабря, когда его скорость ещё снизилась и он немного ослабел:

2010wv8 20101202

По мере уточнения орбиты, выяснилось, что астероид является не только околоземным, но также и околомарсианским и, что наиболее удивительно, околовенерианским! Мы поздравляем Тимура Крячко в этим замечательным и захватывающим любительским открытием!

2021