Астрономическая конференция в Иркутске. Часть 2.
Автор: Кулькова Светлана 26.12.2011 12:33
Первая часть - читать здесь.
В общей сложности мы заслушали около 60 докладов за эти дни. Каждый был по-своему интересен и думаю "получится слишком много буковок", что хотя бы вкратце описать их все. Но упомяну наиболее запомнившиеся, надеюсь не утомлю описанием ;)
После прогулки к строящемуся Иркутскому планетарию, последующие заседания проходили в административном здании Иркутского государственного университета на третьем этаже в "Зале ученого совета". К сожалению, нет фотографии, где мы выступаем с докладом. Вообще мало фотографировали участников: неудобно было щелкать фотоаппаратом на таком серьезном мероприятии и мешать докладчикам фотовспышкой. Поэтому фотографий основной части конференции практически нет.
Доклады конференции, как говорилось в первой части, были распределены на несколько секций:
Первый день:
- Фрагменты истории
- Общие проблемы астрономии
Второй день:
- Звезда по имени Солнце
Третий день:
- Планета Земля: влияние космогенных факторов и гелиобиология
- Астрообразование
2. Язев С.А. рассказывает об экспедиции к Патомскому кратеру
В этот день было много "скучных" физических формул и понятий, но все равно было очень интересно. Мы в полной мере прочувствовали "ученую атмосферу". Некоторые доклады вызывали бурные обсуждения среди ученых, без критики также не обошлось.
3. Участники конференции
4. В зале заседаний
- причина зарождения выбросов корональной массы (протурберанцев) на поверхности пока не известна;
- около 4% вспышек приходится на так называемые "внепятенные вспышки", т.е. не всегда вспышка исходит из области пятнообразования, как считалось ранее;
- еще был доклад о крайне редком явлении на Солнце "белой лимбовой вспышки", которая произошла в июле 1971 года, предположительно в солнечной короне, и до сих пор вызывает споры о природе этого явления.
- а как вам доклад о том, что Солнце иногда вращается в обратную сторону?
5. Алексей Рыбак (из Пулковской обсерватории)
- исследования показывают, что глобальная облачность возрастает в годы минимума солнечной активности, и то что сейчас называют "глобальным потеплением" не будет возрастать с каждым годом, а тоже имеет цикличность, и скоро снова "глобальные температуры" поползут вниз;
- временные вариации "глобальной температуры" имеют несколько периодов: 11 лет (переполюсовка Солнца); 22 года (цикл Хейла) и ~ 60 лет (вариации крупномаштабного магнитного поля Солнца и полярных сияний на Земле - цикл Фритца);
- "глобальные температуры" возрастают во время нечетных 11-летних циклов солнечных циклов, именно в нечетные циклы магнитные поля Земли и солнечных выбросов разнонаправлены, что благоприятствует проникновению солнечного вещества в нашу атмосферу, что приводят к росту "глобальной температуры". Сейчас идет 24-ый цикл солнечной активности, начавшийся в 2009 году. Самым теплым годом на Земле был 1998 год по данным Всемирной Метеорологической организации (23-й цикл солнечной активности).
Один из докладчиков был настолько уверен в своей правоте, что предсказал очень холодную зиму в Иркутске в 2014-2015 году. По поводу этих циклов ученые по всему миру давно ведуть жаркие дискуссии.
6. Регистрация участников
Влияние магнитных бурь на живые организмы изучают пока при помощи анализа двигательной активности мух-дрозофил. Но как показывает эксперимент, разные популяции мух по разному отзывались на магнитные возмущения поля Земли. Одни просто были ленивее, чем другая группа. - утверждал ученый. - Так что результат получался "как утвердительно положительный, так и утвердительно отрицательный" :)) Может так и люди: какие-то не замечают вообще геомагнитные возмущения, а другие - более "геомагниточувствительны"?
В секции "Астрообразование" были доклады о том, что:
- как показал опрос среди школьников астрономия 11-классникам не нужна, большую заинтересованность и бОльшие знания проявляли ученики 5-7 классов;
- предлагалось внедрять астрономические знания поэтапно. Например, в 5 классе на природоведении предлагать изучать созвездия и ориентирование на небе, в 6-ом на географии сделать упор на суточное и годовое движение Земли, а также Луны, в 7-ом на математике знания о градусной и радианной меры угла применять на примерах расстояний между объектами на небесной сферы, на физике - агрегатные состояния вещества (Солнце - плазма, Земля - твердые породы), магнитное поле Земли, химии - составы атмосферы небесных тел, биологии - происхождение жизни на Земли. И далее в других классах... Ну в общем, конкретно применять получаемые знания на этих предметах к астрономии.
7. "Будущий министр образования" :))
Мы узнали, что в Шелехове на базе станци юных техников существует астрономический клуб "Орион". И что все еще существуют учителя-энтузиасты, которые стараются привить школьникам углубленные знания по астрономии.
А еще оказывается помимо школьной астрономической олимпиады, которую усиленно хотят убрать из программы, существует Международная Азиатско-Тихоокеанская Астрономическая Олимпиада (АТАО), которая прошла в первый раз в Иркутске в 2005 году, и с тех проводится каждый год в разных городах мира (Китай, Корея, Индонезия, Киргизия, Россия).
Вот такими были наиболее запомнившиеся доклады. Мы же в своем докладе рассказали о своем сайте, солнечной тротуарке и вообще о нашей скромной деятельности в городе. От волнения я чего-то разговорилась, что даже превысила положенное время. Их очень удивило, что на весь город только нас двое более-менее занимаемся наблюдениями неба, и что очень жаль, что Дворец Пионеров на ул.Ломоносова так и не был достроен. Его существование несомненно поддержало бы уровень астрономической осведомленности в городе.
Окончании конференции отпраздновали в ресторане "Ланцелот" на товарищеском ужине с показом фильмов об экспедициях Язева С.А. и Ко: наблюдения солнечных затмений на острове Кирибати и в Монголии, обзор Патомского кратера с вертолета.
8. В ресторане
9. Товарищеский ужин