Декабрьское противостояние Марса!

8 декабря 2022 года после двухлетнего перерыва Марс и Земля вновь окажутся на минимальной дистанции друг от друга - наступит очередное противостояние Красной Планеты! К началу зимы видимый размер и блеск Марса на земном небе будут близки к максимально возможным для текущего периода, а значит наступит один из самых наилучших моментов для наблюдений деталей поверхности нашего соседа. Марс легко обнаруживается как яркая оранжевая звезда на востоке и юго-востоке вечером и высоко над югом ночью на фоне созвездия Тельца. Как и все планеты, он светит немигающим светом, в отличие от мерцающих...

Геминиды - обильный звездопад декабрького неба!

Ежегодно, с 4 по 17 декабря, на ночном небе наблюдается самый обильный звездопад северного неба под названием Геминиды. Это происходит благодаря тому, что планета Земля в декабре проходит через  облако множества мелких частиц, выброшенных в космос бывшей когда-то кометы, а ныне астероида, 3200 Фаэтон. Наиболее плотную часть облака наша планета проходит в ночь с 13 на 14 декабря - в этот период можно наблюдать до 120 сгорающих в небе метеоров в час. Когда Вы увидите в ночном декабрьском небе "падающую звезду", мысленно проследите назад ее путь, и если упретесь взглядом...

21 декабря - День Зимнего Солнцеворота!

Ежегодно 21/22 декабря Солнце максимально опускается в южное полушарие неба, то есть двигаясь по эклиптике, достигает своего наименьшего склонения на небе. Это время самого короткого дня, самой долгой ночи и самой длинной тени в полдень в Северном полушарии. Долгота дня в ближайшие дни на широте Братска (56 градусов с.ш.) едва достигает 7 часов, а Солнце поднимается не выше 10° над горизонтом. Во время зимнего солнцестояния Солнце выше широты 66,5° вообще не восходит, и ночь длится круглые сутки. Лишь сумерки в этих широтах говорят о том, что Солнце где-то под...

Планеты в августе 2015

Анонсы-2015

Solar systemВ августе две самые яркие планеты неба - Венера и Юпитер - пройдут соединение с Солнцем и не доступны для наблюдений большую часть месяца. Венера появится на утренней заре лишь к концу месяца. Меркурий не виден в средних широтах, лучшие условия утренней видимости быстрой планеты сложатся для жителей южных широт. Марс виден на утреннем небе. Сатурн закончил свою наилучшую видимость на земном небе в 2015 году и виден пару часов на вечернем небе. Условия видимости для наблюдений Урана и Нептуна наилучшие в текущем году - оба ледяных гиганта наблюдаются ночью и утром, постепенно приближаясь к своим противостояниям. Солнце движется по созвездию Рака,  10 августа переходя в созвездие Льва.

Луна сблизится с указанными планетами: 2 августа при лунной фазе 0,93 - с Нептуном, 5 августа при фазе 0,65 - с Ураном, 13 августа при лунной фазе 0,03 - с Марсом, 15 августа при новолунии - с Венерой и Юпитером, 16 августа при лунной фазе 0,03 - с Меркурием, 23 августа при лунной фазе 0,48 - с Сатурном, 30 августа в полнолунии - с Нептуном. Для наблюдений лучше выбирать ночи, когда Луна вблизи полных фаз не проходит рядом с наблюдаемой планетой.

Обстоятельства видимости даны для средних широт России (около 56° с.ш.). Для городов севернее и южнее небесные тела будут располагаться в указанное время, соответственно, несколько ниже или выше (на разницу широт) относительно их мест на небосводе Братска. Для уточнения локальных условий видимости планет - используйте программы-планетарии.

МЕРКУРИЙ весь август движется в одном направлении с Солнцем по созвездиям Льва и Девы. Планету можно найти на вечернем небе, но благоприятная видимость сложится для жителей южных широт. Для северян, несмотря на достижение к концу месяца элонгации Меркурия в 29 градусов от Солнца, быстрая планета не видна.

Фаза планеты уменьшается с 0,95 до 0,61 в течении месяца при падающем блеске с -1,3 до +0,1m. Угловые размеры Меркурия на земном небе увеличиваются с 5 до 6 угловых секунд. Для успешных наблюдений Меркурия в периоды видимости нужен бинокль, открытый горизонт и ясное сумеречное небо. В телескоп в южных широтах можно увидеть диск Меркурия, превращающийся в течении августа в овал.

ВЕНЕРА перемещается попятно от Солнца по созвездию Льва и станет видна в средних широтах к концу месяца на утренней заре. Элонгация планеты к нижнему соединению с Солнцем 15 августа уменьшится до 8 градусов. Затем Венера очень быстро наберет элонгацию 23,5 градуса к западу от Солнца. За перемещениями Венеры на фоне звезд с 13 по 17 августа можно наблюдать в поле зрения коронографа SOHO (Венера - яркий объект на снимках, смещающийся слева-направо под Солнцем в самом низу снимка). Угловые размеры диска планеты возрастают с 52 до 57 угловых секунд при падающем блеске с -4,1 до -2,1m (до соединения), затем уменьшается с 57 до 52 угловых секунд при увеличении блеска до -4,2m (после соединения).  Фаза планеты находится около 0,0.

Положение Венеры в конце августа 2015г. утром невысоко над восточным горизонтом:

2015-08-30 5h Mars-Venus 56N Bratsk

МАРС перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездиям Близнецов и Рака. Видимость планеты в средних широтах на фоне утренней зари увеличивается за месяц до 1,5 часов. Блеск планеты придерживается значения +1,8m, а угловой диаметр около 3". Наблюдать планету эффективнее только в дни противостояния Марса, ближайшее состоится в мае 2016 года.

Положение Марса во второй половине августа 2015г. утром невысоко над восточным горизонтом:

2015-08-20 4-30h Mars 56N Bratsk

ЮПИТЕР не виден из-за близости к Солнцу. 11 августа планета сблизится со звездой Регул (альфа Льва) до 0,4 градусов. 27 августа Юпитер пройдет соединение с Солнцем и перейдет на утреннее небо. За перемещениями Юпитера на фоне звезд с 17 августа по 7 сентября можно наблюдать в поле зрения коронографа SOHO (Юпитер - яркий объект на снимках, смещающийся слева-направо над Солнцем). Газовый гигант перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. Угловой диаметр планеты на небе уменьшается до 30 угловых секунд при блеске около -1,7m.

САТУРН движется попятно по небу на границе созвездий Весов и Скорпиона, 2 августа меняя движение на прямое и тем самым заканчивая лучший период видимости в 2015 году. Наблюдать его можно пару часов вечером над юго-западным горизонтом. Угловой диаметр Сатурна придерживается значения 16 секунд дуги с блеске 0,5m.

В небольшой телескоп хорошо различается кольцо вокруг планеты и спутник Титан (+8m). Видимые размеры кольца планеты составляют 40х16 угловых секунд. В настоящее время кольца планеты раскрыты на 26° и виден северный полюс газового гиганта.

Положение Сатурна в августе 2015г. вечером невысоко над юго-западным горизонтом:

2015-08-10 22-30h Saturn 56N Bratsk

УРАН перемещается попятно по созвездию Рыб - ледяной гигант двигается к предстоящему противостоянию 12 октября. Он виден ночью и утром у самой кромки восточного горизонта, увеличивая продолжительность видимости в средних широтах с 5 до 8 часов. Блеск планеты придерживается значения +5,7m при угловом диаметре 3".

В периоды противостояний наблюдать Уран можно невооруженным глазом при ясном прозрачном небе, в отсутствии засветки от Луны (близ новолуния) и вдали от городских огней. В 150-мм телескоп с увеличением от 80 крат и выше можно заметить зеленоватый диск ("горошинку") планеты. Спутники Урана имеют блеск слабее +13m.

Видимый путь Урана среди звезд в 2015 году (поисковая карта) © British Astronomical Association

Положения Урана, Нептуна и астероида Веста над юго-восточным горизонтом ночью в августе 2015г.:

2015-08-10 3h Uranus-Neptun 56N Bratsk

НЕПТУН движется попятно по созвездию Водолея близ звезд лямда (3,7m) и сигма Aqr (4,8m). Наступает самый благоприятный период видимости Нептуна, так как 1 сентября настанет момент противостояния. В связи с этим наступают условия, когда планету можно наблюдать всю ночь. Блеск планеты составляет +7,8m звездной величины с угловым диаметром около 2".

Найти Нептун в периоды видимости поможет бинокль или телескоп при помощи звездных карт и ясное прозрачное и безлунное небо. Чтобы рассмотреть диск планеты, нужен 200-мм телескоп с увеличением от 100 крат и выше (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее +13m.

Видимый путь Нептуна среди звезд в 2015 году (поисковая карта) © British Astronomical Association

Об исследованиях небесных тел нашей Солнечной системы автоматическими межпланетными аппаратами читайте в материалах:

Часть 1. Меркурий, Венера, Марс.
Часть 2. К Юпитеру и дальше...
Часть 3. Ловцы комет и астероидов.
Часть 4. Исследователи Солнца.
Часть 5. Покорение Луны.

В настоящее время планеты изучают следующие космические аппараты:

Меркурий: MESSENGER (NASA)
Венера: Venus Express (ESA)
Марс: Mars Reconnaissance Orbiter (NASA), Mars Express (ESA), Mars Odyssey (NASA) на орбите и марсоходы Opportunity (NASA) и MSL Curiosity (NASA) на поверхности, Mangalyaan (Индия, ISRO), MAVEN (NASA).
Юпитер: Galileo (миссия закончена в 2003 году), Juno (прибудет в систему планеты в 2016 году).
Сатурн: Cassini (NASA)
Уран и Нептун: Вояджер-2 (NASA) (проходил мимо планет в 1986 и 1989 году).
Плутон: New Horizons (пролетел систему планеты в июле 2015 года).
Луна: Lunar Reconnaissance Orbiter (NASA); Юйту (Китай)
Кометы и астероиды: Rosetta (ESA);
Dawn (NASA)

Ясного неба и интересных наблюдений!

По материалам:
Астрономического календаря на 2015 год от Александра Козловского;
Программы АК 4.79, StarCalc 5.73, Stellarium 0.11.
Декабрь