Наблюдаем Персеиды!

Традиционно самым запоминающимся явлением второй половины лета становится звездный дождь Персеид. Обычная активность данного потока происходит в период с 17 июля по 24 августа. Персеиды являются едва ли не самым динамичным, стабильным, красивым и сильным ежегодным звездопадом. Максимум приходится на 12-13 августа, когда число метеоров достигает 100-110 в час! Для наблюдения метеорного дождя не нужны никакие астрономические приборы, поэтому насладиться ночным зрелищем может любой желающий. Интенсивность этого дождя меняется год от года и зависит от плотности облака частиц в том участке шлейфа кометы, который пересекает Земля.

Противостояние Сатурна!

15 августа 2022 года газовый гигант Сатурн вступает в противостояние с Солнцем. Окольцованная планета в эти дни будет находиться на наименьшей дистанции в 1,337 миллиардов километров от Земли, и наступит наилучший момент для его наблюдений. Это означает, что угловые размеры планеты на небе будут наибольшими в году, и следовательно можно разглядеть Сатурн более детально, чем в другие месяца года. Противостояния этой планеты повторяются каждые 378 дней. В 2016 году кольца Сатурна раскрылись наиболее широко, и сейчас мы наблюдаем северный полюс планеты. В настоящее время идет обратный процесс - угол раскрытия...

Новая яркая комета Леонард сближается с Землей (2021)

Анонсы-2021

Комета 13 ноября 2021 года снимок Дэна БартлеттаВ начале декабря жители Северного полушария снова смогут увидеть довольно яркую комету на небе. По прогнозам астрономов в этот период комета Леонард может достигнуть максимума блеска на уровне около +4-й звездной величины, а возможно (!) и ярче за счет некоторых дополнительных эффектов, что позволит наблюдать комету невооруженным глазом!

Все кометы по мере приближения к нашей центральной звезде начинают таять, их ледяные ядра плавятся и испаряются, и таким образом формируется кома - этакая временная атмосфера из водяного пара, пыли и различных газов. Комета Леонард в момент сближения с Землей будет находиться между Солнцем и Землей, и можно ожидать эффекта прямого рассеяния - явления, когда освещенная сзади комета становится значительно ярче (потому что кристаллы пыли и льда отражают и дополнительно увеличивают видимую яркость кометы, рассеивая свет в сторону наблюдателя), и что вероятно сделает её самой яркой кометой уходящего 2021 года.

В первые числа декабря комета довольно быстрыми темпами будет сближаться с Землей, максимально сократив дистанцию к 12 декабря 2021 года, до 34,9 миллионов километров (0,233 а. е.) от нашей планеты. В этот момент комета Леонард будет пересекать орбиту Венеры.

Учитываем, что кометы — это довольно непредсказуемые объекты. Различные процессы в ядре кометы могут привести как к интенсивному стабильному испарению вещества в космос, так и к ее полному разрушению на подлете к Солнцу... Поэтому в итоге ее яркость может оказаться как больше, так и меньше прогнозируемого значения.

Кометы - как кошки: у них есть хвосты и они делают все, что им вздумается

Комета с обозначением C/2021 A1 (Leonard) была обнаружена 3 января 2021 года астрономом Грегори Дж. Леонардом на снимках, полученных 1,5-метровым телескопом-рефлектором небесного обзора Catalina Sky Survey (США) как объект +19 звездной величины, и это первая комета, обнаруженная в 2021 году. Комета движется по очень вытянутой эллиптической орбите и относится к классу долгопериодических (ее очередное возвращение к Солнцу придется ждать очень долго) .

Точку своего перигелия комета проходит через год после своего открытия - 3 января 2022 года - на расстоянии 0,615 астрономических единиц от Солнца, после чего полетит прочь из Солнечной системы.

Орбита кометы C/2021 A1 (Leonard) (положение кометы и планет дано на 1 декабря 2021 года)

orbit-viewer-snapshot1

Небольшим любительским телескопам комета уже доступна в ноябре и видна в созвездии Гончих Псов. С 1 по 12 декабря комета Леонард будет довольно быстро перемещаться (из-за ее приближения к Земле) на фоне созвездий Гончих Псов, Волос Вероники, Волопас, Змея, Геркулес и Змееносец, обладая хорошей видимостью на утреннем небе, но с каждым днем все больше опускаясь ближе к горизонту. Затем она перейдет на небо Южного полушария.

Путь кометы C/2021 A1 (Leonard) по утреннему небу в декабре 2021 года в средних широтах

2021-12 C2021 A1 Leonard trek

Изображение: Stellarium

В ночь на 3 декабря комета пройдёт на фоне шарового звездного скопления М3

6-7 декабря комета будет находиться примерно в 5 градусах от звезды Арктур (альфа Волопаса)

2021-12 C2021 A1 Leonard trek crop

Примечательно, что 18 декабря 2021 года комета Леонард в своем движении по Солнечной системе довольно близко подойдет к Венере (ближе чем к Земле), мчась встречным курсом на дистанции в 4,2 миллионов километров прямо перед планетой!

На снимках кометы сейчас пока виден только веерообразный пылевой хвост и слабая обширная газовая кома сине-зеленого цвета. Но мы не оставляем надежды вновь увидеть роскошный пылевой хвост, как это было с прошлогодней яркой кометой NEOWISE...

Ясного неба и успешных наблюдений хвостатой странницы!

Август